Здесь речь пойдет о том как мировая медицина определяет понятия  «Диагностические критерии  РАС по DSM -5»  в переводе на русский язык.   Напоминаем  что :

Диагностическое и статистическое  руководство по психическим расстройствам т.е.   DSM-5,  выпущено Американской психиатрической ассоциацией  в 2013 году.

Данное руководство используется специалистами США  для диагностики психических, поведенческих расстройств, в том числе и аутизма. В настоящее время  данное руководство,  в части описания расстройств аутистического спектра т.е. РАС ,  является самым современным и полным инструментарием.

В этой статье мы будем цитировать научное  описание симптомов аутизма дословно, слово в слово, согласно руководству  DSM -5. Материал позаимствован из  книги С.Довбня, Т.Морозова, А.Залогина, И.Монова « Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе:  практики с доказанной эффективностью», 2018,  раздел   «Диагностические критерии РАС по DSM-5 на русском языке».

Диагностические критерии аутизма по DSM -5  таковы:

А. Стойкая недостаточность социальной коммуникации и социального взаимодействия во многих ситуациях, проявляющаяся в нижеперечисленных областях, в настоящее время или ранее (примеры являются иллюстративными, а не исчерпывающими ):

  • Дефицит социально-эмоциональной взаимности; в диапазоне от отклоняющегося от нормы социального обращения и трудностей поддержания диалога по очереди до снижения умения разделять интересы, эмоции, чувства другого человека  и полного отсутствия попыток инициировать социальное взаимодействие или ответить на него.
  • Недостаточность невербального коммуникативного поведения, используемого для социального взаимодействия; в диапазоне, к примеру  от слабо интегрированной  вербальной и невербальной коммуникации до трудностей использования языка тела и зрительного контакта или от недостаточного понимания жестов и их использование до полного отсутствия невербальной коммуникации и выражения эмоций на лице.
  • Дефициты в развитии, поддержании и понимании отношений; в диапазоне от сложностей  в подстройке поведения  к требованиям различных социальных ситуаций, сложностей с участием в играх, требующих воображения, трудностей с приобретением друзей до очевидного отсутствия интереса к людям.

 

Уточните текущий уровень тяжести:

Уровень тяжести определяется на основании нарушений социальной коммуникации и ограниченных, повторяющихся паттернов поведения (см.таблицу по уровню тяжести).

В. Ограниченные, повторяющиеся паттерны поведения, интересов или деятельности, проявляющиеся в настоящее время или ранее, по крайнее мере в 2-х из перечисленных ниже пунктов (примеры являются иллюстративными, а не исчерпывающими ):

  • Стереотипное или повторяющееся использование движений, объектов, предметов или речи (например, простые двигательные стереотипии, выстраивание игрушек или переворачивание предметов, эхолалии, использование объектов или идиосинкразических фраз).
  • Настойчивое требование одинаковости (постоянства), чрезмерное следование рутинам, ритуализированные паттерны вербального и невербального поведения (например, сильный стресс даже при небольших изменениях, трудности с переходами, ригидные паттерны мышления, ритуалы приветствия, потребность двигаться по одному и тому же маршруту или в одной и той же еде).
  • Крайне ограниченные, фиксированные интересы, аномальные по интенсивности или фокусу (например, сильная привязанность или озабоченность  необычными объектами, чрезмерно ограниченные или персервативные (навязчивые , непроизвольно повторяющиеся -прим.автора) интересы.
  • Гипер или гипорактивность к сенсорным ощущениям или необычные интересы к сенсорным аспектам окружения (такие, как, нечувствительность к боли/теплу/холоду, искаженные ответы на специфицеские звуки или текстуры, обнюхивание или ощупывание объектов, увлеченность разглядыванием света или движения).

 

Уточните текущий уровень тяжести:

 Уровень тяжести определяется на основании нарушений социальной коммуникации и ограниченных, повторяющихся паттернов поведения (см.таблицу по уровню тяжести).

C. Симптомы должны присутствовать в ранний период развития (но,  могут быть не полностью очевидными до тех пор, пока социальные требования не превысят ограниченные возможности, или замаскированными выученными в течение жизни стратегиями).

D. Симптомы вызывают клинически значимые ограничения в социальной, профессиональной или других важных областях ежедневного функционирования.

Е. Эти нарушения не могут быть объяснены интеллектуальными нарушениями (нарушением интеллектуального развития) или общей задержкой развития. Интеллектуальные нарушения и расстройства аутистического спектра часто сочетаются; но социальная коммуникация должна быть ниже ожидаемой для уровня развития человека, чтобы установить диагноз РАС и коморбидное (сопряженное, сопровождающее ) интеллектуальное нарушение.

 

Примечание: Людям с ранее  надежно установленным диагнозом «аутистическое расстройство», «синдром Аспергера» или другими неуточненными первазивными расстройствами развития, согласно DSM-4, следует ставить диагноз «расстройство аутистического спектра». Для людей с выраженной недостаточностью социальной коммуникации, чьи симптомы при этом не соответствуют  критериям расстройства аутистического спектра, следует провести дифференциальную оценку на наличие социального (прагматического) коммуникативного расстройства (новая диагностическая категория DSM-5. См. далее диагностические критерии. Примеч. авт.)

Уточните, если:

  • С интеллектуальным нарушением или без него.
  • С нарушением языка или без него.
  • Ассоциирован с известным медицинским или генетическим состоянием или фактором окружающей среды (Примечание по кодировке: используйте дополнительный код для определения ассоциированного медицинского или генетического состояния).
  • Ассоциирован с другим нарушением неврологического развития, психическим нарушением или поведенческим расстройством (Примечание по кодировке: используйте дополнительный код/коды для определения ассоциированных нарушений неврологического развития, психических нарушений или поведенческих  расстройств.)
  • С кататонией (обратитесь к критериям определения кататонии, ассоциированной с другим психическим нарушением). (Примечание по кодировке: чтобы указать на присутствие коморбидной кататонии, используйте дополнительный код 293.89 (F06.1) «Кататония, ассоциированная с расстройством аутистического сектра).

 

Социальное (прагматическое) коммуникативное расстройство.

Источник информации: www.autismspeaks.org ,  Переведено на русский язык Мукашовой Ж.

Данное расстройство в DSM-5  выделено в качестве отдельного расстройства. Часть организаций США, в частности, Autism Speaks включает данное расстройство в РАС. В связи с этим, ниже приводим информацию по данному расстройству. 

Диагностические критерии по DSM-5

А. Стойкая недостаточность социальной коммуникации и социального взаимодействия во многих ситуациях, проявляющаяся во всех ниже  нижеперечисленных областях:

  1. Дефициты в использовании коммуникации в социальных целях таких, как приветствие, разделение информацией, в манере, соответствующей  социальному контексту.
  2. Нарушение способности менять коммуникацию, чтобы соответствовать контексту или потребностями слушателя, таких, как , говорить иначе в классе, чем на игровой площадке, разговаривать с ребенком иначе, чем со взрослым, и избегать использования слишком формального языка.
  3. Трудности с соблюдением правил разговора и рассказывания историй, таких, как, соблюдения очереди при разговоре, перефразирования при непонимании и умения использовать вербальные и невербальные сигналы для регулирования взаимодействия.
  4. Трудности понимания того, что явно не указано (например, делать выводы), и небуквальных или неоднозначных  смыслов языка (например, идиомы, юмор, метафоры, множественные значения, зависящие от контекста интерпретации). 

 В. Дефициты приводят к функциональным ограничениям для эффективной коммуникации, в социальном участии, социальных отношениях, академической успеваемости или профессиональной деятельности, отдельно или в сочетании. 

С. Симптомы появляются в раннем периоде развития (но дефициты могут не проявиться полностью до тех пор, пока потребности в коммуникации не превысят ограниченные возможности). 

 D. Симптомы не связаны с другим медицинским или неврологическим заболеванием или с низкими способностями в других областях или структурой слов и грамматики, и не лучше объясняются (соответствуют- прим.авт.) расстройствами аутистического спектра, умственной отсталостью (нарушением интеллектуального развития), общей задержкой развития или другим психическим расстройством.