Более правильно будет называть аутизм так  -   Расстройства  Аутистического Спектра ( РАС ). Мы будем использовать оба понятия: где-то для краткости  - аутизм, где-то, чтобы не потерять точность изложения  – РАС. 
 
Аутизм многолик. Он затрагивает  всю мыслительную, познавательную,  эмоциональную, поведенчекую  сторону человека. Нарушает их работу.  Это и речь словесная, и язык жестов, и искаженное толкование разных знаков и образов, неверное восприятие эмоций человека, боязнь изменений, смены обстановки, зациклинность над чем-то. И т.п..   В обычной жизни можно обратить внимание на пару другую отклонений от типичной нормы (и объяснить, их для себя, временными  задержками).  Трудно увидеть всю картину проявлений поврежденных функций  мозга.   Часто аутизм замаскирован  и с сопутствующими  болезнями.  Как многообразно отражение Мира в разных формах сознания Человека, так многообразен аутизм,  повреждающий функционирование этих  форм  сознания. 
 
Существуют  два  основных симптома  аутизма:
  •  Трудности в социальной коммуникации
  •  Ограниченные, повторяющиеся поведения.
Здесь термин «симптом» используется в широком смысле, т.е. включает в себя десятки видов обычных симптомов.   Так получается потому что  свели всё разнообразие  проявлений аутизма к двум крупным характеристикам.
 
Симптомы аутизма могут проявляться в раннем  детстве, хотя они могут остаться незамеченными, сохраняться и затруднять  повседневную жизнь.
 
Есть также шкала уровней тяжести аутизма. Она показывает, какая поддержка необходима человеку с аутизмом для повседневного функционирования. Шкала состоит из 3-х уровней:    «Требуется поддержка»;   « Требуется существенная поддержка»;  « Требуется очень существенная поддержка» .
 
Многие люди с аутизмом имеют сенсорные проблемы. Обычно, сенсорные проблемы связаны с  сверх или низкой чувствительностью к звукам, свету, прикосновениям, вкусам, боли или другим стимулам.
 
Аутизм также ассоциирован с высокими показателями определенных физических или психических заболеваний.
 
Ниже приведенные признаки относятся, в основном,  к подросткам и взрослым. 
 
Проблемы в социальной коммуникации
 
У детей и взрослых с аутизмом имеются трудности с вербальной и невербальной коммуникацией. Например, они могут не понимать или неправильно использовать:
  •  Разговорную речь. Около 1/3 людей с аутизмом являются невербальными.
  •  Жесты.
  •  Глазной контакт.
  •  Выражения лица.
  •  Тон голоса.
  •  Выражения, которые не должны восприниматься буквально.
 
Дополнительно могут быть трудности с:
  •  Распознаванием эмоций и намерений других.
  •  Пониманием собственных эмоций.
  •  Выражением эмоций.
  •  Получением эмоционального комфорта от других.
  •  Чувством подавленности в социальных ситуациях.
  •  Очередностью в разговорах.
  •  Измерением личного пространства (соответствующее пространство между людьми).
 
Ограниченные и повторяющиеся поведения
 
Ограниченные и повторяющиеся поведения у людей с аутизмом   могут сильно  отличаться и могут включать:
  •  Повторяющиеся движения тела (раскачивание, хлопанье, кружение, бегание вперед и назад).
  •  Повторяющиеся движения с предметами (вращение колес, сотрясение палочек, переключение рычагов).
  •  Пристально смотреть на свет или вращающиеся предметы.
  •  Ритуалистические поведения (например, выстраивание объектов, повторяющиеся касания предметов в определенном порядке).
  •  Узкие или крайние интересы по определенным темам.
  •  Потребность в неизменном распорядке дня / сопротивление изменениям (например, одинаковый распорядок дня, меню питания, одежда, маршрут до школы).